Комиссия ЕС раскрыла предварительные размеры компенсационных пошлин на электромобили, импортируемые из Китая.
В рамках продолжающегося расследования Комиссия пришла к предварительному выводу, что цепочка создания стоимости аккумуляторных электромобилей (BEV) в Китае получает выгоду от несправедливого субсидирования, что создает угрозу экономического ущерба для производителей BEV в ЕС.
Комиссия обратилась к китайским властям, чтобы обсудить эти выводы и изучить возможные пути решения выявленных проблем в соответствии с требованиями ВТО. Если переговоры с китайскими властями не приведут к эффективному решению, эти предварительные компенсационные пошлины будут введены с 4 июля 2024 в качестве гарантии.
- BYD – 17,4%
- Geely – 20%
- SAIC – 38,1%
- другие производители, которые сотрудничали в расследовании – 21%
- остальные производители, которые НЕ сотрудничали в расследовании – 38,1%
- Tesla (Model 3 производится в Шанхае и экспортируется в Европу) – может на окончательном этапе получить индивидуально рассчитанную ставку пошлины.
Компенсационные пошлины будут добавлены к обычной импортной пошлине в размере 10%, взимаемой с импорта электромобилей.
Предварительно раскрытые пошлины не имеют силы. Компании, попавшие в выборку, теперь имеют возможность комментировать только точность расчетов. Затем, не позднее 4 июля 2024 года, Комиссия опубликует в Официальном журнале постановление, подробно объясняющее предварительные выводы, которые привели к такому уровню пошлин. Пошлины вступят в силу на следующий день после публикации. Возможные меры будут действовать в течение 5 лет.
По данным Financial Times, пошлины принесут более 2 млрд евро в год.
Против увеличения пошлин выступили: Германия, Швеция, Венгрия, Норвегия; за – Франция и Испания.
Источники: пресс-релиз ec.europa.eu, вопросы и ответы ec.europa.eu
Анализ цен китайских экспортеров от Rhodium Group
Цены на модели электромобилей от BYD и VW в Европе значительно выше, чем в Китае. Например, VW ID.4 продается в Германии почти на 50% дороже, чем в Китае. Rhodium в исследовании использует рекомендованные розничные, однако реальные цены на ID.4 в Китае еще ниже, около 25 150 $, что еще больше увеличивает разрыв.
BYD получает около 14 300 € прибыли с каждой модели Seal U (Song Plus), проданной в ЕС, и только 1 300 € прибыли в Китае, т.е. на 13 000 € больше. Анализ основан на рекомендуемых розничных ценах (MSRP) производителей в Китае и Германии, прибыль рассчитана с учетом доставки, пошлин, налогов и пр. затрат.
Компенсационная пошлина, наложенная на BYD, не уравняет правила игры между ЕС и Китаем, экспорт в Европу останется выгодным. Для модели BYD Seal U прибыль при продаже Европе составит около 4700 €.
Предлагаемый размер компенсационной пошлины оставит BYD возможность снижать розничные цены, чтобы увеличить долю рынка в Европе. Экспорт на европейский рынок будет непривлекательным с коммерческой точки зрения, если размер пошлины будет 45% – 55%.
Сложнее будет компаниям, которые используют Китай как производственную и экспортную площадку. Например, BMW iX3, произведенный в Китае, приносит только 9% прибыли при продаже его в ЕС. Если пошлины превысят 9%, компания заработает меньше денег на продажах в Европе, чем в Китае.